5, 12, 16,19, 26 и 29 ноября — новые киноконцерты на фестивале «Шедевры немого кино» в «Аптекарском огороде»

5, 12, 16,19, 26 и 29 ноября, в рамках первого в России бессрочного музыкального кинофестиваля «Шедевры немого кино», в Ботаническом саду МГУ «Аптекарский огород» пройдут новые киноконцерты с живым фортепианным сопровождением.5 ноября — показ эксцентрической комедии «Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков» (1924) режиссёра Льва Кулешова. 12 ноября — показ сразу двух немых фильмов под названием «Пиковая дама» по мотивам одноимённой повести А. С. Пушкина. Зрителям представят художественную ленту Якова Протазанова (1916) и самую первую экранизацию известной повести — короткометражную картину Петра Чардынина (1910). 16 ноября — показ первого советского роуд-муви «Два друга, модель и подруга» (1927) режиссёра Алексея Попова, 19 ноября — показ одного из лучших документальных фильмов в мировой истории кино «Человек с киноаппаратом» (1929) режиссера Дзиги Вертова, 26 ноября — показ иностранной картины «Люди в воскресенье» (1930, Р. Сьодмак и Э. Ульмер) — одной из легенд мирового кинематографа, 29 ноября — просмотр психологической драмы «По закону» (1926) Льва Кулешова. Главная изюминка киноконцертов на фестивале «Шедевры немого кино» — виртуозные фортепианные импровизации самого знаменитого тапёра в России Филиппа Чельцова на уникальном рояле XIX века. Благодаря необычным и максимально разнообразным музыкальным решениям, музыка не только иллюстрирует происходящее на экране, но и создаёт подлинную атмосферу фильма, подчеркивая его стиль и своеобразие. Билеты можно приобрести онлайн на странице продажи билетов и в кассе «Аптекарского огорода». С участием кинокритиков и вкусной кухней. Начало — в 20.00. Место проведения — единственный в России Центр импровизационной музыки «Тапёрский клуб» в «Аптекарском огороде». 5 ноября — комедия «Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков» (1924, Лев Кулешов). Американский буржуа мистер Вест едет в Советский Союз. Родные и близкие Веста всячески стараются отговорить его от поездки, считая, что он подвергает себя огромному риску: ведь американская пресса пестрит описанием ужасов, творящихся в СССР. Для безопасности Вест берёт с собой телохранителя — ковбоя Джедди. Увы, предпринятые американцем меры предосторожности не спасают его от необыкновенных приключений. Ведь он попадает в советскую Москву 1920-х годов... 12 ноября — вечер «Пиковых дам» на фестивале «Шедевры немого кино». «Пиковая дама» (1916, Яков Протазанов) — один из лучших дореволюционных фильмов и классический образец экранизации литературных произведений, этапное произведение искусства кино, первое достижение русского кинематографа, имеющее мировое значение. Историки кино отмечают максимально правдивый и глубокий показ человеческих характеров. Оператор Евгений Славинский одним из первых в русском кино применил движущуюся камеру при съёмках сцены, где Герман идёт ночью по анфиладе комнат дома графини. Короткометражный фильм «Пиковая дама» (1910, Пётр Чардынин) — первая экранизация повести А. С. Пушкина. Критики считают, что сюжет фильма всё-таки ближе к либретто оперы П. И.Чайковского, чем непосредственно к повести.

16 ноября — Комедия «Два друга, модель и подруга» (1927, Алексей Попов). Первый советский роуд-муви. Веселая сатира о злоключениях двух друзей Ахова и Махова — активных и жизнерадостных рабочих мыловарен­ного завода, которые придумали машину для изготов­ления тары и претерпели немало мытарств, желая добиться успеха. Они боролись с нэпманами и бюрократами, вступили в союз с комсомольцами и победили. По-настоящему социальный фильм имел большой и длительный успех и проложил дорогу ряду советских комедий.

19 ноября — Экспериментальный документальный фильм «Человек с киноаппаратом» (1929, Дзига Вертов). Признан одним из лучших документальных фильмов всех времен. В кадре кинокамера снимает людей, места, объекты… Киноаппарат здесь является действующим лицом самого процесса съемки: в воздухе, под землей, в самой гуще событий… Киноглаз наблюдает, фиксирует малейшие нюансы, не давая оценки, не следуя сценарию. Лента составлена из коротких документальных фрагментов, изображающих хаотичную жизнь современного города: движение транспорта и людей, труд рабочих на промышленных предприятиях, культурные мероприятия, медицинские учреждения. Здесь представлена подлинная энциклопедия операторских и монтажных техник: скошенные углы, съёмка в отражении, покадровая съёмка, ускоренная съёмка, совмещение двух и более изображений на одном кадре. На протяжении долгого времени режиссёр и оператор с разнообразных ракурсов снимали на улицах Одессы, Киева и Москвы всё, что представлялось им интересным.

Это опыт кинопередачи видимых явлений без помощи надписей, сценария, декораций, актёров. Задача фильма — создать подлинно международный абсолютный язык кино на основе его полного отделения от языка театра и литературы.

26 ноября — «Люди в воскресенье» (1930, Р. Сьодмак и Э. Ульмер)

Иностранная картина в программе «Тапёрского клуба» — одна из легенд мирового кинематографа. «Люди в воскресенье» — маленькое чудо, родившееся на стыке игрового и документального кино, в котором четверо молодых людей — два парня и две девушки — как и тысячи других, едут отдыхать на озеро в летний воскресный день. Но сколько невероятных моментов, ощущений и откровений заключает в себе эта, на первый взгляд, обыденная поездка!

29 ноября — Камерная психологическая драма «По закону» (1926, Лев Кулешов). По мотивам рассказа Джека Лондона «Неожиданное». Картина признана не только лучшим произведением Льва Кулешова, но и одним из шедевров мирового кинематографа. Во времена «золотой лихорадки» небольшая группа старателей на берегу Юкона нашла золотоносную жилу. Один из них пытается присвоить себе добытое и убивает двух товарищей. Двое оставшихся, супружеская пара Нильсенов, обезоруживают убийцу, но перед ними встаёт проблема: свершить правосудие самим или на свой страх и риск попытаться вернуться в лоно цивилизации и отдать преступника на общественный суд.

Главное направление деятельности «Тапёрского клуба» — музыкальное сопровождение шедевров немого кинематографа в реальном времени и возрождение тапёрского искусства в России. В программе осенне-зимнего сезона 2017/18 — регулярные и специальные показы лучших российских и советских немых кинолент в сопровождении игры тапёра Филиппа Чельцова, комментарии киноведов, приглашённые музыканты, тематические циклы показов, мастер-классы по тапёрскому искусству, концерты импровизационной музыки всевозможных направлений и эпох и многое другое. Директор «Аптекарского огорода» и автор идеи Алексей Ретеюм: — Основная цель нашего «Тапёрского клуба» — возрождение искусства музыкальной импровизации с двумя важными, но исторически частично утраченными качествами: высоким художественным уровнем, не уступающим «обычной», записанной музыке, и стилистическим разнообразием, не ограничивающимся джазом и смежными жанрами. Ключевое направление Центра — тапёрское искусство, то есть цельное и высокохудожественное живое музыкальное сопровождение шедевров немого кино. Мероприятия будут проходить в камерной клубной атмосфере, благодаря которой и достигается необходимый для импровизационной музыки контакт исполнителей с публикой. Благодаря мобильной сценической площадке, для получения самых интересных и ярких акустических эффектов мы сможем по-разному располагать инструменты и исполнителей. К примеру, рояль и пианино, поставленные по обоим краям зрительного зала для фортепианных дуэтов, позволят добиться практически недостижимого в обычном зале стереоэффекта — зрители буквально попадут «внутрь» музыки и смогут насладиться максимально глубоким погружением в музыкальную ткань. Отдельно стоит отметить инструмент, который будет участвовать в кинопоказах и музыкальных вечерах — это коллекционный рояль конца XIX века. Аутентичный инструмент для сопровождения немого кино! В основе кинопрограммы Центра — дореволюционное российское и советское немое кино: фильмы Е. Бауэра, Я. Протазанова, Л. Кулешова, Б. Барнета, Д. Вертова и т. д., а также шедевры мирового немого кинематографа. Особенность вечеров — стилистически достоверная уникальная высокохудожественная музыкальная составляющая, которая отсылает нас к лучшим образцам подлинного тапёрского искусства начала XX века. В планах деятельности Центра — фестиваль-конкурс тапёров, мастер-классы по сопровождению немых фильмов, гастроли знаменитых таперов России и мира, а также разнообразные музыкальные и музыкально-театральные проекты, связанные с искусством эпохи немого кино (вечера салонной музыки, музыкальные ревю, музыкально-литературные программы). Центр импровизационной музыки «Тапёрский клуб» расположен в здании главного входа в «Аптекарский огород» (проспект Мира, 26/1, минус 2 этаж).