5, 12, 16,19, 26 и 29 ноября — новые киноконцерты на фестивале «Шедевры немого кино» в «Аптекарском огороде»





16 ноября — Комедия «Два друга, модель и подруга» (1927, Алексей Попов). Первый советский роуд-муви. Веселая сатира о злоключениях двух друзей Ахова и Махова — активных и жизнерадостных рабочих мыловаренного завода, которые придумали машину для изготовления тары и претерпели немало мытарств, желая добиться успеха. Они боролись с нэпманами и бюрократами, вступили в союз с комсомольцами и победили. По-настоящему социальный фильм имел большой и длительный успех и проложил дорогу ряду советских комедий.
19 ноября — Экспериментальный документальный фильм «Человек с киноаппаратом» (1929, Дзига Вертов). Признан одним из лучших документальных фильмов всех времен. В кадре кинокамера снимает людей, места, объекты… Киноаппарат здесь является действующим лицом самого процесса съемки: в воздухе, под землей, в самой гуще событий… Киноглаз наблюдает, фиксирует малейшие нюансы, не давая оценки, не следуя сценарию. Лента составлена из коротких документальных фрагментов, изображающих хаотичную жизнь современного города: движение транспорта и людей, труд рабочих на промышленных предприятиях, культурные мероприятия, медицинские учреждения. Здесь представлена подлинная энциклопедия операторских и монтажных техник: скошенные углы, съёмка в отражении, покадровая съёмка, ускоренная съёмка, совмещение двух и более изображений на одном кадре. На протяжении долгого времени режиссёр и оператор с разнообразных ракурсов снимали на улицах Одессы, Киева и Москвы всё, что представлялось им интересным.
Это опыт кинопередачи видимых явлений без помощи надписей, сценария, декораций, актёров. Задача фильма — создать подлинно международный абсолютный язык кино на основе его полного отделения от языка театра и литературы.
26 ноября — «Люди в воскресенье» (1930, Р. Сьодмак и Э. Ульмер)
Иностранная картина в программе «Тапёрского клуба» — одна из легенд мирового кинематографа. «Люди в воскресенье» — маленькое чудо, родившееся на стыке игрового и документального кино, в котором четверо молодых людей — два парня и две девушки — как и тысячи других, едут отдыхать на озеро в летний воскресный день. Но сколько невероятных моментов, ощущений и откровений заключает в себе эта, на первый взгляд, обыденная поездка!
29 ноября — Камерная психологическая драма «По закону» (1926, Лев Кулешов). По мотивам рассказа Джека Лондона «Неожиданное». Картина признана не только лучшим произведением Льва Кулешова, но и одним из шедевров мирового кинематографа. Во времена «золотой лихорадки» небольшая группа старателей на берегу Юкона нашла золотоносную жилу. Один из них пытается присвоить себе добытое и убивает двух товарищей. Двое оставшихся, супружеская пара Нильсенов, обезоруживают убийцу, но перед ними встаёт проблема: свершить правосудие самим или на свой страх и риск попытаться вернуться в лоно цивилизации и отдать преступника на общественный суд.
Главное направление деятельности «Тапёрского клуба» — музыкальное сопровождение шедевров немого кинематографа в реальном времени и возрождение тапёрского искусства в России. В программе осенне-зимнего сезона 2017/18 — регулярные и специальные показы лучших российских и советских немых кинолент в сопровождении игры тапёра Филиппа Чельцова, комментарии киноведов, приглашённые музыканты, тематические циклы показов, мастер-классы по тапёрскому искусству, концерты импровизационной музыки всевозможных направлений и эпох и многое другое. Директор «Аптекарского огорода» и автор идеи Алексей Ретеюм: — Основная цель нашего «Тапёрского клуба» — возрождение искусства музыкальной импровизации с двумя важными, но исторически частично утраченными качествами: высоким художественным уровнем, не уступающим «обычной», записанной музыке, и стилистическим разнообразием, не ограничивающимся джазом и смежными жанрами. Ключевое направление Центра — тапёрское искусство, то есть цельное и высокохудожественное живое музыкальное сопровождение шедевров немого кино. Мероприятия будут проходить в камерной клубной атмосфере, благодаря которой и достигается необходимый для импровизационной музыки контакт исполнителей с публикой. Благодаря мобильной сценической площадке, для получения самых интересных и ярких акустических эффектов мы сможем по-разному располагать инструменты и исполнителей. К примеру, рояль и пианино, поставленные по обоим краям зрительного зала для фортепианных дуэтов, позволят добиться практически недостижимого в обычном зале стереоэффекта — зрители буквально попадут «внутрь» музыки и смогут насладиться максимально глубоким погружением в музыкальную ткань. Отдельно стоит отметить инструмент, который будет участвовать в кинопоказах и музыкальных вечерах — это коллекционный рояль конца XIX века. Аутентичный инструмент для сопровождения немого кино! В основе кинопрограммы Центра — дореволюционное российское и советское немое кино: фильмы Е. Бауэра, Я. Протазанова, Л. Кулешова, Б. Барнета, Д. Вертова и т. д., а также шедевры мирового немого кинематографа. Особенность вечеров — стилистически достоверная уникальная высокохудожественная музыкальная составляющая, которая отсылает нас к лучшим образцам подлинного тапёрского искусства начала XX века. В планах деятельности Центра — фестиваль-конкурс тапёров, мастер-классы по сопровождению немых фильмов, гастроли знаменитых таперов России и мира, а также разнообразные музыкальные и музыкально-театральные проекты, связанные с искусством эпохи немого кино (вечера салонной музыки, музыкальные ревю, музыкально-литературные программы). Центр импровизационной музыки «Тапёрский клуб» расположен в здании главного входа в «Аптекарский огород» (проспект Мира, 26/1, минус 2 этаж).